Рекомендую отличное средство от охранительской чесотки, ползучего патриотизма и великодержавия головного мозга. Едва ли можно найти более наглядное пособие по таким дисциплинам, как "умеренный консерватизм" и "исчерпание лимита на революции". Вменяемого читателя параллели между "тогда" и "сейчас" с первых страниц натолкнут на самые невеселые мысли. Я мог бы надергать из Вересаева не одну страницу цитат, но, по совести говоря, вся книга — сплошная цитата-предупреждение. Вы сами легко дополните меня в комментариях.
(В качестве добавки сгодится и беллетристика. Например, "Жизнь Клима Самгина".)
Если же серьезно, война — это всегда краш-тест системы. Допустим, система отсталая, убогая, реакционная, феодальная, крепостническая. Тогда проверку она не проходит.
— Стена, но стена гнилая (с)
Сначала противоречия между крупными, но отжившими, державами, их конкуренция за рынки и ресурсы приводят к коллизии, затем происходит усиление до крайней степени и взрыв противоречий внутренних. Смешно и глупо списывать объективные процессы на масонов, японский или немецкий генштаб. Ни цензура, ни нагайки, ни шашки, ни расстрелы, ни виселицы, ни каторга, ни охранное отделение и тайный сыск не помогли николаевской России. Как не помогли они Османской империи, Австро-венгерской империи или Кайзеровской Германии.
Вот почему лейтмотив сегодняшнего охранительства — заунывная песнь о преемственности эпох на общей исторической почве — это оксюморон, безграмотность, пошлость и абсурд. Важно, не какого цвета машина, а куда и как она едет. Выдержит ли следующий краш-тест?
Российская Империя - не Киевская Русь. Советская Россия — не правопреемница царской. РФ — не наследница СССР. Это различные по сути проекты, идеи, системы, векторы. Диалектика истории: единство и борьба противоположностей. То, что расположены они на одной территории, ничего не меняет. ГДР и 3 Рейх тоже были населены похожими (подчас — одними и теми же) людьми.
Да, любые наследующие друг другу государства формально будут связаны. Они обладают общими чертами, подробностями, сходствами, но гораздо чаще — общими пережитками и предрассудками. Предрассудки и пережитки надо не пестовать и охранять, а высмеивать и разоблачать.
Собственный краш-тест Советская система выдерживала на протяжении 70 лет. Одна, против всего капиталистического мира. Одна, отразившая интервенцию 14 держав. Одна, победившая в мировой войне. Не за счет виселиц-гулагов, а за счет качественно иного, революционного, прогрессивного способа организации производственных и общественных отношений.
Россия же николаевская оказалась могучей развалиной. Как могла, пыталась она затормозить время, законсервировать собственную кровь, задушить все силы, стремившиеся к прогрессу и обновлению. Результат закономерен. Кем нужно быть, чтобы подражать ему сегодня?
Впрочем, между СССР и РКМП действительно есть кое-что общее. Обе системы были уничтожены "умеренным консерватизмом". Реакцией. Начавшись энергичными реформами Петра, бросившего вызов вековой отсталости, устроившего настоящую социальную, кадровую революцию, Империя финишировала бюрократическим параличом, злобным старческим охранительством Победоносцевых, Катковых, Уваровых, Столыпиных, Зубатовых.
И Советский Союз, начинавшийся с "10 дней, которые потрясли мир", завершился похожим консерватизмом, тягучей пенсионной трясиной, формализмом, выхолащиванием и замораживанием любых революционных устремлений, кадровой геронтофилией.
Чему предлагается подражать сегодня?
Да, любая революция неизбежно взрослеет, мудреет, стареет и наконец впадает в маразм. Кстати, можно согласиться с телевизором: Байден здесь вполне подходит в качестве иллюстрации, если считать американскую историю от А.Линкольна или Д.Вашингтона.
Но тем и важна, тем и ценна идея революции. Революция означает зачатие, рождение, развитие, обновление. Никогда эти процессы не проистекают по-бюрократически гладко и безболезненно. Но чем раньше и естественнее они начинаются, чем меньше преград и барьеров возводится на пути, тем меньше цена, которую в конечном итоге все равно придется заплатить. Революция, скачкообразный, стремительный качественный переход в этом смысле – неотъемлемая часть эволюции.
Не надо клеветать на Революцию, пачкая это слово в майданных аналогиях. Революция — канарейка в шахте. Можно свернуть голову ей, можно заткнуть уши себе. Ни то, ни другое, не предотвратит неизбежного.